Услуги Библиотека О компании Вакансии Контакты


Как убедиться в достоверности бухгалтерской информации?

При ведении бухгалтерского учета главной обязанностью бухгалтера является не только организация учета согласно требований нормативных документов и законов, но также и осуществление контроля, который подразумевает под собой проверку соответствия реальных данных с теми данными, которые указываются в бухгалтерском учете.


Возможные причины несоответствия фактических и бухгалтерских данных

Наиболее вероятными причинами возникновения несоответствия между реальными данными и той информацией, которая указывается в бухгалтерских документах, являются так называемые естественные причины:

  • возможные утраты при транспортировке, или же в процессе хранения;
  • изменение состояния, массы, объема, величины под воздействием природных факторов.

К примеру, повышенная влажность воздуха приводит к увеличению веса определенной категории товаров (сахар, зерновые, и пр.), в то же время ее пониженный уровень становится причиной снижения их массы. Подобные изменения вносят существенную погрешность в количественное и качественное состояние различных материальных ценностей. Однако размеры таких погрешностей, образующихся под влиянием естественных и необратимых факторов, как правило, хорошо изучены и включены в соответствующие положения законов и норм, что делает возможным организацию правильного их учета. Таким образом, считается, что в тех случаях, когда количественный или же качественный состав матценностей изменился в допустимых пределах, то такое изменение является допустимым, и должно быть своевременно отражено в бухучете.


Помимо естественных причин, не редки случаи, кода причинами расхождений в показаниях становится человеческий фактор, то есть допущенные человеком неточности/погрешности в процессе приема или же отпуска материальных ценностей (неправильное взвешивание, непредвиденная замена одного сорта продукта другим).


Отдельной категорией причин несоответствия являются ошибки бухучета: неточности, неправильные расчеты, и пр. В данном случае также виной становится человеческий фактор.


Нельзя не сказать и о таких причинах, как преднамеренные злоупотребления расхождения, приведшие к расхождению реальных и документальных данных: обсчеты, кражи, и пр. Последствиями решения данных проблем становится не только внесение в бухучет соответствующих изменений, но и взыскание с виновных недостающих сумм.


Способы предотвращения возникновения несоответствий

Самым эффективным способом предотвращения возникновения несоответствий между фактическими и бухгалтерскими данными является проведение инвентаризационной проверки, которая, по своему определению, как раз и предназначена для того, что выявлять такие факты несоответствия.


Согласно нормативных документов, в компаниях, предприятиях и организациях возможно проведение двух типов инвентаризации: полной либо частичной:

  • при проведении полной инвентаризации проверке подлежат все материальные ценности и имущество компании. Как правило, полная инвентаризация проводится ежегодно, в конце года, а результатом данной проверки становится составление отчета по состоянию на 01.01 следующего года;
  • частичная инвентаризационная проверка дает возможность провести проверку какого-то определенного актива/пассива организации, и она может проводиться в любое время, без ограничения в количестве раз на протяжение года.

Фактические данные по материальным ценностям, выявленные в ходе проверки, должны быть занесены в соответствующие инвентаризационные ведомости, которые подписываются всеми членами комиссии. Также крайне важно получить от материально-ответственного лица письменную расписку, в которой должно быть указано, что проверка наличия товарно-материальных ценностей проводилась при его непосредственном присутствии.


В случае обнаружения расхождений, данные по ним должны быть отображены в сличительных ведомостях, а комиссия к тому же должна определить причины возникших несоответствий.


Бухгалтерская отчетность, как средство предотвращения возникновения несоответствий

На протяжение всего срока отчетного периода бухгалтерам приходится проделывать титаническую работу, фиксируя и своевременно отображая в документах бухучета всю хозяйственную деятельность компании. Заметим, что зачастую даже в небольших организациях данная работа представляет собой достаточно большой объем специальной информации, которая имеет тенденцию к постоянному своему росту. Именно поэтому очевидным решением такой проблемы является периодическое подведение итогов. Итоговые данные, собранные за определенный период и оформленные установленным порядком, получили название бухгалтерская отчетность.


Заметим, что бухгалтерская отчетность – это не только информация, которая "курсирует" внутри компании, но она также должна представляться в контролирующие органы. Таким образом, налоговая служба может проверить соответствие уплаченных налогов компанией с теми данными, которые ей указаны в документах бухгалтерской отчетности. Такой подход можно рассматривать в качестве очень эффективного стимула для компании по своевременному предотвращению каких-либо несоответствий между фактическими и бухгалтерскими данными.


БИБЛИОТЕКА
Ссылки
Rambler's Top100
Copyright © 2006 "Лидер"
Телефон: +7 (495) 506-41-45
Адрес: 107078, г. Москва ул. Новая Басманная д. 9/2-4 стр.6

Искать