Услуги Библиотека О компании Вакансии Контакты


Как при ведении бухучета отображается дефект товара, устранение которого произвел покупатель?

Далеко не редкостью является ситуация, когда устранение дефектов приобретенного товара осуществляет непосредственно покупатель, с выставлением соответствующих претензий по возмещению стоимости к продавцу. При этом у бухгалтера той организации, которая выступила в качестве покупателя и за свои средства провела ремонт бракованной продукции, возникает вопрос: как должны быть отражены расходы по ремонту в документах бухучета?


Отображение в бухучете операций по ремонту бракованной продукции

Итак, еще раз представим себе ситуацию, при которой компанией был приобретен товар, а его приобретение учтено в МПЗ. Так случилось, что товар имеет брак, о чем было заявлено продавцу, однако соответствующих претензий в письменном виде на адрес продавца не было. В свою очередь, продавец бесплатно предоставил в распоряжение покупателя вместо бракованной детали исправную. Работы, связанные с заменой бракованной детали на исправную осуществлял за свои средства уже покупатель. По окончанию работ и проверки работоспособности приобретенного товара покупатель выставил претензию продавцу по возмещению стоимости самого товара а также затрат на его ремонт. Исходя из сложившейся ситуации, бухгалтер компании-покупателя должен отразить эти операции в бухучете, а также четко определиться с тем, появился ли у компании в этом случае доход, с которого должны быть уплачены налоги.


Прежде всего напомним, что физлица, также как и юрлица, неограниченны никакими обязательствами, касаемо заключения договоров. В соответствии с требованиями положений Гражданского кодекса, условия договора заключаются непосредственно сторонами, которые его подписывают, за исключением тех случаев, когда состав какого-либо условия определен законом или же другими нормативным документом/актом. Согласно Гражданского Кодекса, продавец-предприниматель с учетом требований договора поставки обязан в оговоренные сроки передать покупателю в его пользование закупаемый им товар.


С другой стороны, покупатель, которому был поставлен товар с дефектами, имеет право подать претензию поставщику, кроме тех случаев, когда поставщик, получивший уведомление о ненадлежащем качестве товара, оперативно заменил бракованный товар на качественный. Еще одно требование, обусловленное положениями ГКРФ, заключается в том, что покупатель, который приобрел товар с дефектом, имеет право на свой выбор потребовать от поставщика уменьшить стоимость товара на соразмерную сумму, бесплатно устранить обнаруженный дефект в оговоренные сроки, а также возместить расходы, которые понес покупатель на самостоятельное устранение недостатков.


В свою очередь бухучет МПЗ должен осуществляться в строгом соответствии с нормами ПБУ 5/01.


Так как имеет место ситуация, при которой дефект товара был обнаружен покупателем уже в процессе ввода его в эксплуатацию, и покупатель в дальнейшем планирует эксплуатировать товар в своей хоздеятельности и после того, как будут устранены по нему недостатки, то не существует оснований для отражения операций в документах бухучета, связанных со списанием приобретенного товара. То есть товар и далее должен числиться за покупателем в его бухучете по той цене, по которой он был приобретен.


В данной ситуации продавец, устраняя брак товара, предоставил покупателю исправный механизм взамен бракованного, а также полностью удовлетворил иски по возмещению ущерба в пользу покупателя.


Будет правильным, если эти операции квалифицировать как те, которые связаны с поставкой продукции несоответствующего качества и с дальнейшим комплексом мер по устранению данного недостатка.


После того, как от продавца была получена исправная деталь, необходимая для осуществления ремонта, компания-покупатель должна в своем бухучете отразить ее поступление в дебете счета10 "Материалы". Скорей всего, в этой ситуации в качестве корреспондирующего счета выступит счет 76 учета расчетов претензий.


Также стоит учитывать, что компания должна подтвердить тот факт, что деталь была получена с целью устранения дефекта ранее приобретенной продукции. В качестве подтверждающего документа может выступить договор, а также документы, в которых обозначены характеристики неисправности, претензионные заявления в адрес поставщика. Если этого сделать, то налоговики при проверке могут небезосновательно посчитать, что замена детали была осуществлена по договору дарения.


В этой ситуации нет явных оснований для того, чтобы можно было признать тот факт, что покупатель понес расходы по устранению недостатков, которые были возмещены продавцом, так как не произошло снижение экономической выгоды. На тех же основаниях невозможно будет включить стоимость исправной детали в доходы покупателя, а также компенсации затрат, которые покупатель получил от поставщика. В формировании дохода компании-покупателя будет использована претензия от покупателя, и которую признал продавец в вопросе выплаты первому стоимости товара, который останется у покупателя. Исходя из этого, отражение операций, связанных с отпуском детали, необходимой для ремонта, а также затрат, возникших при ремонте, в качестве корреспондирующего счета также выступит счет 76, субсчет "Расчеты по претензиям". В конечном счете стоимость товара останется без изменений.


Налогообложению в данном случае подлежит внереализационный доход, который включает в себя стоимость полученной от продавца детали, а также суммы претензии, которую покупатель выставил продавцу. Эти доходы необходимо отразить в налоговом учете, датировав ее тем днем, когда продавцом были признаны претензии в его адрес.


БИБЛИОТЕКА
Ссылки
Rambler's Top100
Copyright © 2006 "Лидер"
Телефон: +7 (495) 506-41-45
Адрес: 107078, г. Москва ул. Новая Басманная д. 9/2-4 стр.6

Искать