Услуги Библиотека О компании Вакансии Контакты


Какие особенности ведения бухучета без использования двойной записи?

С начала текущего года, точнее будет сказать, с момента вступления в силу нового закона "О бухучете" определенным категориям организаций разрешено вести бухучет по упрощенной схеме, то есть без применения двойной записи. В чем особенности нововведения, и кому разрешено его применять?


Особенности введения упрощенной системы бухучета для некоторых предприятий

Напомним, что в марте 2013 году в ПБУ "Учетная политика предприятий" были внесены некоторые изменения, касающиеся микроорганизаций и некоммерческих организаций социальной направленности, которым разрешено вести бухучет по упрощенной системе, то есть без обязательного использования двойной записи. Несмотря на инновационность данных изменений, необходимо все-таки отметить, что до сих пор не были сделаны официальные разъяснения.


С точки зрения закона, микроорганизацией считается мелкая компания, у которой штат сотрудников за предшествующий год не превысил 14 человек. Что касается некоммерческих компаний социальной ориентированности, то требования к ним определены в Федеральном Законе №7-ФЗ от 12.01.96.


В качестве справки заметим, что закон 402-ФЗ не запрещает вести бухучет без применения двойной записи, при том условии, что такое решение предусмотрено в федеральных стандартах. В то же время теперь это же решение было продублировано и в дополнениях к ПБУ1/2008.


Безусловно, для создания учетной политики, основанной на использовании упрощенной системы, необходимо четко понимать что собой представляет двойная запись. Очевидно, что микроорганизация, как правило, такими знаниями не обладает.


Бухгалтерский учет с применением упрощенной системы для бухгалтера-профессионала не является чем-то особым, - этот процесс уму хорошо известен, так как бухгалтеру приходится с ним сталкиваться в процессе ведения забалансовых счетов. Отсутствие необходимости в применении двойной записи также можно встретить и при ведении налогового учета:

  • налог на прибыль (аналитический регистр налогового учета);
  • использование упрощенной системы налогообложения (книга учетов и расходов).

В то же время недавно разрешенная упрощенная система подразумевает под собой использование таких отчетных форм, как бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Но с другой стороны, в список задач двойной записи как раз и входило составление данных форм. Стоит отметить, что при использовании упрощенной системы нет необходимости отказываться от классических счетов. Из этого следует, что участки также будут оставаться регламентированы, объекты, подлежащие учету, определены требованиями нормативных документов (в частности, ст.5 ФЗ-403), а признание, оценка и списание матценностей должно осуществляться с учетом требований ПБУ. Не утеряет своей силы и обязанность по соблюдению соответствия в расходах и доходах организации.


Инновационность новых изменений в законодательстве заключается во введении обособленного подхода к ведению каждого счета. Но в то же время не во всех ситуациях реально выполнить данное требование. Причина возникновения таких исключений из правил – наличие калькуляционных показателей, которые невозможно определить без использования ряда дополнительных параметров. Пример таких исключений: определение себестоимости производства, которое еще находится в стадии завершения, или же готового продукта, и пр.


Если отказаться от использования двойной записи, то сама собой отпадает необходимость оперирования такими терминами, как кредит и дебет. В данном случае счет, представляющий собой сводную таблицу, воспринимается в качестве регистра бухучета.


То есть бухгалтеру необходимо будет держать в голове информацию, связанную с тем, что задолженности клиента по отгрузке ему продукции будут включать в себя:

  • отражение в документах доходов;
  • отражением расходов, с указанием какие именно материальные ценности были списаны.

Но если детально присмотреться к этим требованиям, то невольно может показаться, что они собой очень напоминают все тот же двойной бухгалтерский учет, так как любой ресурс имеет свое начало. Данная ситуация полностью подчиняется законам сохранения, а значит не заметить ее не получится.


Определенные недоработки упрощенной системы можно увидеть и в проведении простых хозопераций. В состав расходов организации, задействованной в торговле, входят два компонента:

  • стоимость реализованной продукции (счет 41, товары);
  • издержки (счет 44, расходы на реалиазцию).

В это же время изменения сумм на счетах при переносе информации по ним на субсчет 90/2 “себестоимость реализации” рассматривается в качестве корреспонденции счетов.

Без использования двойной записи любой финансовый результат представляет собой не что иное, как прирост капитала за отчетный период. В это же время размер собственного капитала определяется по формуле: активы – (минус) обязательства. Однако данная формула применима только при том условии, что осуществляется классификация и оценка активов на должном уровне.


Как видим, разработка учетной политики при использовании упрощенной системы будет под силу далеко не каждой микороорганизации.


В данном случае оптимальным решением этой проблемы может лишь стать привлечение субъектов частного регулирования бухучета, которые способны разработать эффективные рекомендации по снижению расходов, необходимых для организации учета, а также возьмут на себя функцию распространения передового опыта.


БИБЛИОТЕКА
Ссылки
Rambler's Top100
Copyright © 2006 "Лидер"
Телефон: +7 (495) 506-41-45
Адрес: 107078, г. Москва ул. Новая Басманная д. 9/2-4 стр.6

Искать