Услуги Библиотека О компании Вакансии Контакты


Расторжение договора купли-продажи

Согласно законодательному документу, регулирующему взаимоотношения между рядовыми потребителями и государственными, индивидуальными торговыми учреждениями, структурами, агентствами по продаже движимого и недвижимого имущества и прочего, потребители, которым были реализованы некачественные товары, не соответствующие указанным стандартам и нормам, могут прибегнуть к такой юридической процедуре, как расторжение договора купли-продажи (Закон о защите потребительских прав от 7 февраля 1992 г., №2300-1, п. 1, ст. 18). Они также могут претендовать на компенсацию в полном размере – в качестве возмещения убытка за предложенный некачественный товар, что оговаривается в п. 2 той же статьи. Там же указано, что такого рода требование потребители выражают в отношении лица, непосредственно продавшего им некондиционный товар.

Расторжение договора купли-продажи также предусматривает возмещение разницы между той стоимостью, которая оговорена в контракте, и стоимостью на период добровольной выплаты разницы или на период принятия судебной инстанцией такого рода постановления, если компромисс не был достигнут первоначально. Согласно статье 22 закона о защите потребительских прав, расторжение договора купли-продажи проводится в десятидневный срок, во время которого лицу, обвиняемому в продаже некачественного товара, необходимо выяснить:

  1. обоснованность предъявляемой претензии (есть ли дефект вообще, в чем он конкретно выражается и кто виновен в его появлении);
  2. правомочность требования-претензии (не истекли ли сроки, дающие право на выдвижение подобного рода заявлений).

Рассматривать правомочность и реальное обоснование требований для того, чтобы провести расторжение договора купли-продажи, необходимо руководствуясь пунктам 18-19 того же закона. Это – право не только потребителя, но и лица продавшего товар, который распоряжается собственными средствами по своему усмотрению. Так, он может в любое время остановить дальнейшую процедуру и выплатить покупателю всю требуемую им сумму. Данная мера вполне оправдывает себя, особенно в тех ситуациях, когда стоимость товара реально не столь высока, сколько может причинить потом убытка, существенно подпортив имидж фирмы-продавца товара или услуги. Но когда истребуемая сумма крайне завышена или товар сам по себе стоит крайне дорого (движимое/недвижимое имущество), то обычно трудно дойти до компромисса самостоятельно, не прибегая к услугам третьего, незаинтересованного, лица.

Как провести проверку обоснования выдвигаемой претензии в такой процедуре, как расторжение договора купли-продажи? Данный процесс предусматривает поэтапность. Правомочной и обоснованной считается предъявляемая претензия, соответствующая 2 базовым принципам:

  • дефект, на который жалуется покупатель (потребитель), в действительности имеет место;
  • дефект товара возник по ряду обстоятельств, за которые реализатор (продавец) несет ответственность перед лицом, совершившим покупку.

Если брак определяется визуально, без задействования дополнительных средств, сил и времени, то он может быть засвидетельствован (обнаружен) самим же продавцом прямо на месте. Однако если дефект невозможно выявить самостоятельно, без привлечения специалиста, дополнительного оборудования и проч., то его осмотр для фиксирования факта брака проводится в специально отведенных местах (мастерских), где для этого имеется все необходимое оснащение. Сопровождение и прием бракованного (некондиционного) товара оформляется в виде установленного документа, который содержит в себе ряд сведений: как, к примеру, дата направления и приема на проверку, дата осуществления проверки, ее итоги и т. п. Результаты доводятся до сторон в письменном виде и требуют их подписи в том, что они ознакомлены со всеми выводами.

При этом, согласно законодательству Российской Федерации, на процедуре освидетельствования некондиционного или бракованного товара может принимать непосредственное участие (присутствовать) и сам покупатель. Исходя из этого, лицо-продавец должен заблаговременно довести до его сведения день, час и место проверки, если таковой выразил желание принимать непосредственное участие в процедуре.

Исход проверок может быть только положительным или отрицательным. Если выяснилось, что товар (услуга) не имеет дефектов и был реализован покупателю в качественном виде, то в этом случае процедура (расторжение договора купли-продажи) приостанавливается как не имеющая никаких законных обоснований и выдвигаемое требование о возмещении денежной выплаты за товар не подлежит удовлетворению. Но когда товар был признан действительно дефектным, то в этом случае расторжение договора купли-продажи продолжается и переходит на новый этап – к независимой оценке приобретенного товара для получения точных сведений о его стоимости (оценивание, кассовый чек и др., имеющее отношение к выражению стоимости товара).

Правомочность требования-претензии признается в том случае, если она выдвигается непосредственно по отношению к лицу, продавшему товар и до завершения его гарантийного срока действия. Если требование предъявляется по истечении указанного периода времени, то это также может быть осуществлено, но не позднее 2 лет с момента продажи товара. В данной ситуации покупателю необходимо будет дополнительно доказать факт того, что дефекты возникли до того, как товар попал к нему или по обстоятельствам, которые возникли до данного момента времени. В таком случае расторжение договора купли-продажи будет осложнено множеством дополнительных причин. Изучение правомочности выдвигаемых претензий начинается с выявления наличия кассового чека на приобретенный товар (или товарного чека), в котором указывается конкретная дата и время покупки, место, а также стоимость. Намного сложнее будет протекать расторжение договора купли-продажи при отсутствии документов, которые удостоверяют обстоятельства покупки и сам ее факт.


Читайте также:
Расторжение договора дарения


БИБЛИОТЕКА
Ссылки
Rambler's Top100
Copyright © 2006 "Лидер"
Телефон: +7 (495) 506-41-45
Адрес: 107078, г. Москва ул. Новая Басманная д. 9/2-4 стр.6

Искать